Classic Music Collection. Joseph Haydn
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура
Подборка произведений Франца Йозефа Гайдна, одного из основоположников жанров симфонии и струнного квартета.
Композиции в данном альбоме:
- Symphonie Nr.83 ('La Poule') in g_Moll, Allegro
- Andante
- Menuetto
- Finale-Vivace
- Symphonie Nr.101 ('Die Uhr') in D-Dur, Adagio - presto
- Andante
- Menuetto
- Final-Vivace
Биография
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями).
В 1749 Йозеф ушёл из хора и стал свободным музыкантом. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никкола Порпора. Параллельно он старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера "Хромой бес" (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Супруги никогда не расставались, но детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.
Вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и сворачивает свой музыкальный проект.
В 1761 в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие — его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. После смерти в 1766 г. первого капельмейстера, Грегора Вернера, его должность получает Гайдн. Композитор начинает носить ливрею дома Эстерхази и сопровождает своих хозяев, курсируя между фамильным поместьем Айзенштадт (ок. 50 км от Вены), зимней резиденцией в Вене и замком Эстергаза. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
Князья Эстерхази (сперва Пайль-Антон, потом Николай, или Миклош) — настоящие ценители музыки и почитатели таланта Гайдна. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 г., во время пребывания в Вене, Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
В 1790 умирает Миклош Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение миpa» и «Времена года».
Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Гайдн открыл новые пути в инструментовке, никто до него не понимал так тонко оркестровый колорит. В симфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал свои мысли, простые и своеобразные. Образцами, имеющими большое воспитательное значение для музыканта, считаются в особенности лондонские симфонии и поздние квартеты. Оперы Гайдна отличаются прекрасной фактурой, однако драматический стиль был ему чужд. В своих церковных произведениях Гайдн выражал свою искреннюю религиозность, выходя за пределы собственно церковного стиля. На упрёки в излишней "весёлости" своей духовной музыки композитор отвечал: "Бог даровал мне весёлое сердце, и Он не прогневается на меня за то, что я служу Ему в радости". Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - "Сотворение мира" (1798 г.) и "Времена года" (1801 г.). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали "Harmoniemesse" (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался великий композитор в Вене 31 мая 1809 г.
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, оперы.
битрейт 192-320 кбит/с | VBR | Joint Stereo
Отдельная благодарность A_linka за помощь в подборе музыкального материала
Скачать Classic Music Collection. Joseph Haydn (74,32 МБ):
Spartak 11/06/08 Просмотров: 6050
0
чудесно